Объекты на консервации

Покровская церковь

Владимирская обл., Собинский р-он, с. Алепино

Село Алепино стоит во Владимирской области с XVI века. Изначально оно входило во владения Новодевичьего монастыря, затем Иван Грозный взял его в царскую казну, а в 1712 году село стало собственностью семьи Самойловых. 

«На моей памяти первоначально все выглядело так: церковь -посреди села, на ровном, слегка возвышенном, по сравнению с прудами, месте. Она кирпичная, побеленная, о трех крестах. Вокруг церкви, охватывая довольно большое пространство, тянулась до недавнего времени кирпичная ограда с узорчатыми железными решетками». – из воспоминаний Владимира Солоухина 

В книгах Патриаршего казенного приказа под 1656 г. записано:

— «церковь Покрова Пречистые Богородицы в приселке Алипине того ж приселка Алипина на крестьянех за оброк данью семнадцать алтын заезда гривна и августа в 31 день платил те деньги староста поповский Фома».

— «187 г. (1679) церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в государеве дворцовом приселке Алепине дани 22 алтына 4 деньги заезда гривна».

— «1746 года церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в вотчине Петра да Ивана Самойловых детей Салтыковых в селе Алепине рубль 8 копеек».

Ныне существующая каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1850 г. усердием прихожан; при ней каменные колокольня и ограда.

«…одна угловая башня, имевшая чердак, была набита такими же черными иконами и деревянными разукрашенными куклами. Кто знает, если дошел до наших дней антиминс времен Дмитрия Донского, почему же не могли дойти от тех же времен икона или скульптура». – из воспоминаний Владимира Солоухина

Каменная Церковь Покрова Божьей матери — главная достопримечательность этого тихого места. Построена она была в 1850 году усилиями прихожан, поскольку ветхую деревянную церковь, стоявшую неподалеку, было решено разобрать.

Престолов в церкви три: в холодной — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в трапезе – в честь Святых бессребреников Космы и Дамиана и Крестителя Господня Иоанна.

В 1881 году при здании появилась церковно-приходская школа, где под руководством священника дети осваивали школьные науки. 

Когда в 1930 году до села добрались советские власти, церковь решили закрыть, и с тех пор богослужения в ней проводились редко. Покинутое здание постепенно пришло в упадок: некогда белые стены осыпались, окна побились, а внутреннее убранство покрылось пылью и плесенью.

«Взрослые совершенно махнули рукой на все, что касалось церкви, и мы, деревенские озорники, пускали иконы плавать по пруду, положив на них «разрисованные куклы». Задача была, чтобы камнями и обломками кирпичей нанести поражение «вражескому флоту». Какие шедевры древней живописи были уничтожены нами в то время, останется неизвестным навсегда…» — из воспоминаний Владимира Солоухина

Одним из немногих людей, беспокоившихся об участи храма, был известный советский писатель Владимир Алексеевич Солоухин. Все его детство прошло вблизи от покинутого здания: «В тридцати шагах от нашего двухэтажного, под железной крышей дома — церковная ограда: кирпичное основание, кирпичные столбики, кованые решетки, угловые башенки, кресты на них» — писал он в воспоминаниях.

Сегодня состояние церкви оценивается как удовлетворительнее, однако это не означает, что ей не нужна реставрация. Оценить былую красоту здания почти невозможно: изящные черты, свойственные стилю классицизма, стерлись до неузнаваемости.

«Церковь передали сельсовету в полное распоряжение. Но сельсовет не знал, что же теперь с ней делать. В конце концов со скрипом ее купил колхоз, чтобы использовать под склад. Условие было одно: покупаются голые стены, внутри не должно быть ни икон, ни утвари, ни книг». – из воспоминаний Владимира Солоухина