Объекты на консервации

Христорождественский собор

Рязанская обл., Старожиловский р-он, с. Истье

Рождественский храм в селе Истье Пронского уезда был построен в 1816 году по инициативе помещицы Анны Петровны Полтарацкой. Проектировал  здание молодой Василий Петрович Стасов, впоследствии – знаменитый архитектор и один из основоположников русского ампира.

Церковь выполнена в стиле строгого классицизма: в ее убранстве нет ничего лишнего, а внутреннее устройство просто и удобно. Здание двухэтажное: на верхнем этаже некогда располагалась сама церковь, и проводились службы, нижний же отводился под подвальные помещения. У западной стены второго этажа были устроены хоры, на которые вели две винтовые лестницы. Кроме того, в церкви имелось два престола: один – во имя Рождества Христова, другой – во имя Святителя Николая Мирликийского.

На мощном аттике этой ротонды высится ротонда второго яруса с широкими арочными проемами. Плоский купол с шаром в подножии креста красиво завершает это сооружение. Вспоминается картина Рафаэля «Обручение». Ведь там на заднем плане изображен прообраз всех подобных композиций.

В 1894-1896 годах к церкви пристроили трапезную и колокольню, а в 1897–1898 была построена каменная ограда с деревянными тростями. Все это сделали на средства, пожертвованные местными жителями для улучшения храма.

Есть версия, что Стасов применил приём, увиденный им в Италии в одной усыпальнице некого княжеского рода. Свод храма двойной, причём нижний имеет круглый проём по центру. При росписи верхнего свода под небо достигался эффект перемещения изображений на нижнем и верхнем сводах. Конструктивно несколько похоже на чернильницу-непроливайку. Также это применено в мемориале Сталинградской битвы.

Как отмечают Вагнер Г. К. и Чугунов С. В. в книге «Рязанские достопамятности», Рождественская церковь прекрасна законченностью, простотой идеальных пропорций и чистотой своих форм. Пожалуй, это единственное произведение на Рязанской земле в стиле строгого классицизма. Оно особенно дорого еще и потому, что вместе с хлебниковским домом и игольными мануфактурами, дает представление о раннем, допетербургском периоде творчества Стасова.

В первые годы советской власти и вплоть до 1940 года церковь считалась действующей, однако службы в ней не проводились с 1932 года. С того момента здание использовалось как овощехранилище и постепенно пришло в упадок.

По состоянию на 2021 год церковь заброшена, поэтому и попала в программу консервации как объект культурного наследия.

В клировой ведомости данной церкви за 1915 год указано, что церковь каменная с такою же колокольней, настоящая часть — холодная, а трапезная – теплая. 1894-1896 г. расширена пристройкой трапезной и колокольни тщанием прихожан жертвователей. В 1897 – 1898 построена каменная ограда с деревянными тростями. В начале XX века храм неоднократно ремонтировался.

В 1990-х храм возвращен верующим в сложно техническом состоянии.